15.11.2017-15.12.2017
Ювелирная линия
Выставка и перформанс Ивана Говоркова
Текст о «Ювелирной линии» Говоркова необходимо сопроводить указанием на геопозицию и время создания. Точность положения в пространстве понадобится для масштабирования работ. Временная – поможет с определением жанра.

Рисунок Говоркова устроен так, что не имеет начала и конца, выходит за рамки носителей – несмотря на их внушительные размеры. В белых стенах галереи он мог бы выглядеть замысловатой проекцией свободного от реалистического канона академического экзерсиса. Но этот гигантский рисунок масштабируется не пространством галереи. Оно само превращается им в некую условность, а вместилищем рисунка оказывается площадь. И не гипотетическая «площадь», а именно Площадь Искусств. Жесткости такой «привязке к гео» добавляет факт того, что место пребывания рисунков равно месту их создания. Это как с фреской примерно.

Современность – та, которой отроду уже более полувека, позволяет художнику вольно обращаться со стилями, а сегодняшний день актуализирует, вводит в практику художественного визуальные стратегии уличного искусства. В этом контексте рисунок Говоркова пересекается с граффити, так как берет на вооружение его инструментарий и элементы эстетики. Имеется в виду не только масштаб и динамика. Тут и легкость, сиюминутность, спонтанность, видимость, которые мастерски создает Говорков.

Содержание рисунка лишь внешне отсылает к граффити с его «бунтом без причины» и внутрисубкультурным соперничеством. Энергия первого здесь преобразована в ироничную игру – отсюда все эти хороводы амуров и перетекание, соединение, сочленение человеческих тел, также вовлеченных в страстный танец. Второе виртуозно сведено к уровню диалога. С Микеланджело.

«Рождение Адама» – не о создании человека, а о его одухотворении. У Говоркова это мгновение становится историей, имеющей свою протяженность. Она рассыпается и собирается вновь под взглядом зрителя. А это уже другая эстетика – клиповая. Только, в отличие от телевизионной, тут она заставляет наблюдателя осуществить собственную работу по окончательному монтажу. В этом пространстве действительно чувствуешь себя в центре площади. Площади Искусств. Чувствуешь себя творцом.

Оглянемся. Справа – Театр, позади – Музей, слева – Гимназий. Впереди – Говорков.

Прежде здесь жила Анна Павлова. Позже – любовались драгоценностями. В будущем будут любоваться теми же драгоценностями. Что есть настоящая драгоценность – изумруды, бриллианты, рубины? Или «Изумруды», «Бриллианты», «Рубины»? Под намеком на Баланчина разумеется произведение искусства как таковое.

Мастер реалистического рисунка, Говорков, изображая не драгоценности, а их носителей, возводит в ранг драгоценности человеческое тело. И искусство.

Говорков Иван Владиславович родился в Ленинграде в 1949 году. Окончил в 1967 г художественную школу им. Иогансона, а затем в 1974 году – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (мастерская монументального искусства проф. А. Мыльникова) в Ленинграде. В 1974–1980 гг.. совершенствовался в творческой мастерской Академии Художеств под руководством проф. А. Мыльникова.

С 1974 года Иван Говорков член Союза Художников Санкт-Петербурга, с 1993 года — член С Петербургского творческого союза (IFA) и Международной Федерации Художников UNESCO.

Преподает на кафедре рисунка в институте Живописи, Скульптуры и Архитектуры им. И.Е. Репина, профессор.

Участник многих музейных и галерейных выставок в России и за рубежом, в том числе восьми персональных. С 1990 г. часто работает и выставляется совместно с Еленой Губановой. Занимается живописью, скульптурой, графикой, объектами и инсталляциями.

Работы Ивана Говоркова находятся в коллекциях Государственного Русского Музея, Музея города Петропавловская крепость, Государственного Эрмитажа (Музей фарфора), Екатеринбургского городского музея, Астраханского Государственного художественного музея, Архангельского Городского Художественно-Исторического Музея, Государственного историко-художественный музея-заповедника г. Гатчина, Псковского Государственного Художественно-Исторический Музея-заповедника, в коллекции современного искусства ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), в других государственных и частных собраниях России, США, Франции, Германии, Швеции, Голландии, Дании.

Текст: Андрей Кудряшов
Фотографии: Яков Кальменс, Екатерина Небожилова
Made on
Tilda