Конференция "Искусство продавать искусство"
19.02.2019
MarketMedia совместно с галереей Arts Square Gallery организовал конференцию «Искусство продавать искусство».

Дискуссия о взаимоотношениях галерей и художников состоялась в рамках фотовыставки Ларисы Тиктинской OXYMORON. Ее модератором стала соучредитель галереи Arts Square Gallery Кристина Сасонко.

Одна из самых известных российских галеристов Марина Гисич, основатель Marina Gisich Gallery, рассказала, что выбор художника — это одновременно и выбор финансовой стратегии, и выбор позиционирования галереи на мировом рынке: «Есть галереи, которые делают первый срез рынка, они отсматривают самых дерзких и провокационных художников. Это важнейший пласт современного искусства — галереи, которые рискуют и не боятся никого. Наша же фокусируется на художниках, которые уже несколько лет в рынке, которые уже прошли через какие-то конкурсы и премии. Мы, как правило, берем их на год, финансируем первую выставку, даем полный Carte blanche. По сути, вводим художника в свою семью. И, конечно, мы интегрируем современное российское искусство в глобальный мир. Это не просто так — захотел и поехал. Сложнее всего с Базелем: галерее, которая хочет туда попасть, нужно «входить» сразу в три ярмарки одновременно — в самом Базеле, в Майами и Гонконге, а это 250-260 тыс. евро. И если вы приехали на ярмарку, заплатили 30 тыс. евро и думаете, что у вас что-то купят прямо сегодня… Конечно, возможно такое счастливое стечение обстоятельств, но… на Арт-Майами к нам 3 года присматривались коллекционеры: сдохнет — не сдохнет, приедет — не приедет, потянет — не потянет. Зато потом ты получаешь людей, которые на тебя уже смотрят серьезно, а не как на случайно залетевшую птичку».

По словам Марины, обеспечить полноценное присутствие современного искусства страны на международном рынке силами частных галерей и частных капиталов невозможно. А в этом году на продажи российского современного искусства на ярмарке Art Basel Miami Beach оказали негативное влияние санкции. По мнению Гисич, именно санкции помешали заключению ряда сделок, для некоторых коллекционеров покупка российских работ выглядела бы неполиткорректной в глазах их окружения.

Коллекционеры

Тему выбора работ продолжили коллекционеры. Коллекционер и управляющий партнер КГ «Прайм Эдвайс» Денис Химиляйне отметил, что он собирает искусство, потому что это для него окно в другой мир: «В первую очередь художник должен нравиться, вызывать ответную эмоциональную привязанность, а во вторую, что не менее важно, он должен иметь достойную историю: где выставлялся, какие награды получал, чтобы было понятно, что его искусство будет жить и через 10, и через 20, и через 30 лет. Это настоящая экспертиза. Покупать у известной галереи проще, потому что она уже сделала отбор».

Основатель музея архитектурной керамики и президент компании «Паллада» Константин Лихолат поддержал тезис о значении личной вовлеченности коллекционера. Константин пришел к коллекционированию через реставрацию архитектурной керамики, например изразцовых печей и иконостасов: «Того, что в 1970-1980-е годы просто выбрасывали». С современными художниками-керамистами он работает, организуя профессиональные симпозиумы, позволяющие знакомиться с лучшими работами.

Галеристы

Кристина Березовская отметила, что изначально KGallery была визитной карточкой коллекции семьи, безусловно, отражает собственные художественные интересы, а также продвигает искусство ленинградского андеграунда.

Кристина Сасонко дополнила, что, несмотря на художественное направление основной коллекции галереи, Arts Square Gallery готова принимать выставки художников разных исторических периодов и стилей, так как каждый новый выставочный проект приводит в галерею новую аудиторию и расширяет возможности продажи арт-объектов.

Ощущения художника при выборе галереи для выставки озвучила фотохудожник Лариса Тиктинская: «Для начинающего художника — а у меня было пока три выставки — сложно понять, как устроен мир галерей, нет людей, которые бы могли тебя профессионально проконсультировать, где, как и с кем нужно действовать».

Юристы

От эмоционально насыщенных тем об отношениях художников и арт-дилеров дискуссия перешла к обсуждению юридических вопросов.

Алексей Грибанов, руководитель практики «Интеллектуальная собственность и информационные технологии» юридической фирмы «Борениус», рассказал, что художники и галереи часто пренебрегают заключением юридически выверенных соглашений об условиях сотрудничества, что порой приводит к конфликтам, судам и искам. В качестве примера Алексей привел спор художника Андрея Чукина с галереей «Вернисаж». По результатам нескольких судебных дел галерея выплатила художнику полную стоимость его картин, проданных галереей, и не получила комиссию за их продажу. Главной причиной плачевного для галереи исхода спора стало отсутствие договора с художником.

На практике для оформления отношений между галереей и художником чаще всего используется агентский договор. При этом следует учитывать, что каждый такой договор должен составляться индивидуально и должен учитывать особенности отношений конкретной галереи и художника. Использование шаблонных договоров не только не защищает от возможных проблем, но и может создать дополнительные неприятности.

Пренебрежение правильным оформлением договорных отношений создает трудности и в отношениях галерей друг с другом. В деле «Галерея «Гринберг» против «Попофф Арт» суд взыскал с ответчика («Попофф Арт») убытки истца (галерея «Гринберг»), причиненные исчезновением части картин, переданных ответчику для организации зарубежной выставки. При более тщательной подготовке соглашения между галереями пострадавшая сторона могла бы взыскать с нарушителя не только убытки, но и дополнительные деньги, например штрафную неустойку.

Елена Бедарева, советник и адвокат практики «Интеллектуальная собственность и информационные технологии» юридической фирмы «Борениус», дополнила, что, говоря о правовом регулировании деятельности галерей, нельзя не упомянуть изменения норм о праве следования, вступившие в силу с 1 июня 2018 года. Право следования — это право, которое законодатель относит к иным авторским правам. Согласно ему «в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или ИП (аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования)» (ст. 1293 ГК РФ).

Процентные ставки такого вознаграждения устанавливаются правительством РФ и зависят от величины цены перепродажи, причем чем выше перепродажная цена, тем процентная ставка ниже. В развитие данной статьи картинные галереи и салоны также обяжут предоставлять сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения, автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, в том числе на основании соответствующего запроса от автора или указанной организации. При этом определять перечень сведений, необходимых для обеспечения выплаты указанного вознаграждения, будет правительство РФ. Право следования относится также к оригиналам рукописей музыкальных и литературных произведений.

Так как Россия является членом Бернской конвенции по авторским правам с 1993 года, то российские авторы смогут воспользоваться правом следования и в других странах, которые являются подписантами данной международной конвенции и у которых есть подобные статьи в национальном законодательстве. Так, в Евросоюзе применение права следования возможно с 2001 года, в Великобритании — с 2006 года. При этом действует так называемый принцип «материальной зависимости», согласно которому применение права следования возможно лишь в том случае, если это право есть в стране происхождения автора оригинала, в нашем случае это Россия, и в объеме, которое допускается законодательством страны, где происходит перепродажа оригинала такого художественного произведения.

MarketMedia благодарит за помощь и поддержку проекта Arts Square Gallery, юридическую фирму «Борениус», кондитерские производства «Север» и «Метрополь», кондитерскую фабрику «Ацтек», выставку Ларисы Тиктинской OXYMORON и ООО «Краун».


Made on
Tilda