Arts Square Gallery
12 февраля – 20 марта

ФАРФОР. ОБРАЗЫ БАЛЕТА

выставка из частных коллекций
В начале XX века русский балет стал общеевропейским культурным феноменом, оказавшим влияние на ряд искусств, традиционно не связанных с танцем. Причиной этой тенденции стали Русские Сезоны.

19 мая 1909 года, после нескольких недель рекламы, Сергей Дягилев открыл первый сезон «Русских балетов» в Париже. Зрители были ослеплены яркими костюмами, декорациями и совершенно новыми балетными партиями. Они были поставлены молодым талантливым хореографом Михаилом Фокиным и дополнялись восхитительными костюмами и декорациями Льва Бакста и других художников. Инновационная музыка еще более усилила действо, происходившее на сцене. Но именно звезды этого сезона покорили Париж: Вацлав Нижинский с его феноменальной виртуозностью, Анна Павлова с ее легкостью и изящностью, Тамара Карсавина с ее утонченной, чувственной красотой.

На волне шумной популярности «Русских сезонов» фотографии танцоров балета тотчас же распространились в изобилии во всех видах печатной продукции. У скульпторов фарфоровых мануфактур появилась возможность подобрать наиболее подходящий для воспроизведения в фарфоре образ.

Многие звезды «Русских сезонов» были воплощены в фарфоре Мейсенской мануфактуры, тюрингских фарфоровых заводов и мастерских, ряда других европейских производителей. Анна Павлова стала одной из излюбленных моделей для скульпторов.

В отличие от других направлений фарфоровой малой пластики, академизировавших фигуры танцовщиц, статуэтки по моделям Анны Павловой, выпущенные Фолькштедской мануфактурой в Тюрингии отличались более современной стилистикой. Театральные образы Анны Павловой из балетов «Дон Кихот» и «Сильфида» были обильно декорированы кружевным фарфором, который позволял максимально приблизить костюмы к оригиналам с фотокарточек. В сотрудничестве со скульптором Майзелем и, впоследствии с Ледерером, Анна Павлова стала не только моделью и ученицей скульптора, но и создательницей прообразов, по которым в последствии были выпущены изделия малой пластики.

Подчеркивают изящество пластики на выставке «Фарфор. Образы балета» живописные работы художника Сергея Бакина, известного автора городского и природного пейзажа, а также женских образов, в том числе в сфере закулисья балета.