Краткая информация о художниках
В данной подборке живописцы, работы которых принимают участие в благотворительном аукционе.
Аукцион проводит Arts Square Gallery.
Альховский Александр Давидович (1947)
Советский российский художник-живописец, педагог, член Ленинградского Союза художников, член Академии художеств СССР (1978-1995). Учился в ЛИЖСА им. И.Е. Репина (1967-1973) у В.М. Орешникова, Е.Е. Моисеенко, Б.С. Угарова. В настоящее время живет и работает в Германии. Член ВКК в Гамбурге (2001).

А.Д. Альховский - известный мастер ленинградской школы живописи. Он принадлежит к послевоенному поколению художников, которые сумели своим творчеством по-новому, интересно и ярко рассказать о времени и о себе. «Всю свою жизнь я только что нарисовал, это мое счастье», – говорит А. Aльховский. Сын профессора живописи Д.Б. Альховского, художник приобщился к миру искусства в раннем возрасте, пройдя в дальнейшем серьёзную профессиональную подготовку. Мастер городского пейзажа. Большинство работ Альховского посвящены городу на Неве, написаны в окрестностях Васильевского острова, где находилась его мастерская. Живопись художника хорошо запоминается зрителям. Ранние работы мастера-реалиста наполнены движением, воздухом. В них явно чувствуется интерес художника к творчеству импрессионистов и их последователей. Пейзажи с кораблями на Неве, улицами, площадями оживлёнными людьми и транспортом, написаны сочно и темпераментно. Альховский точно передаёт пульсирующий ритм современного города, в котором величественные архитектурные ансамбли прошлого естественным образом соединяются с приметами нового времени. Интересные и точно найденные ракурсы изображаемого, фрагментарность композиции оставляют ощущение постоянного и непрерывного потока жизни. Взгляд мастера на мир кажется случайным, но это только первое впечатление. Каждая работа продумана, выстроена, уравновешена в пластическом и цветовом решении.

Дорога А. Д. Альховского в искусстве – это путь неутомимого искателя. Современного живописца можно смело приобщить к художникам-авангардистам, хоть он и не примыкал к какой-либо группировке. Сюжеты его полотен, порой ослепительно ярких, смелых, всегда крепко скомпонованных, преисполнены современных ритмов, энергичных красочных сочетаний. Их хочется долго и подробно рассматривать. Рождённые воображением мастера картины – итог его отношения к сегодняшнему миру.

Работы А.Д. Альховского находятся в Государственном Русском Музее, а также во многих региональных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Бритов Ким Николаевич (1925-2010)
Заслуженный художник РСФСР, Народный художник Российской Федерации, обладатель Золотой медали Российской Академии художеств, лауреат премии имени И. И. Левитана, почётный гражданин города Владимира. Один из основоположников Владимирской школы пейзажа.

Родился в Собинке в 1925 году. Детство провёл в Коврове, где получил первые уроки рисования у Сергея Михайловича Чеснокова. В 1938 году после ареста обоих родителей вместе с сестрой переехал к старшему брату во Владимир. Работал токарем, электросварщиком на железнодорожной станции. Был участником Великой Отечественной войны. Добровольцем ушёл на фронт в 1943 году, служил в артиллерийской разведке. Награждён медалью «За отвагу».

В 1945 году поступил во Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации, откуда ушёл с 4 курса в 1947 году — писать картины не позволяла тяжёлая рана руки, полученная на фронте. В 1948—1955 годах обучался во Владимире в художественной студии при Доме народного творчества у Николая Петровича Сычёва.

В 1960 году работы Бритова и других владимирских художников (Владимира Юкина, Валерия Кокурина) экспонировались в Москве на республиканской выставке «Советская Россия», после которой «владимирский пейзаж» был замечен общественностью. Ким Бритов является одним из основателей этого самобытного направления в русской пейзажной живописи, отличающегося декоративностью, яркостью цветовых сочетаний, необычностью образов и художественного языка, эмоциональностью, оптимизмом и любовью к родной земле.

Работы Кима Бритова наиболее полно представлены во Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике, также хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Ким Ир Сена (КНДР), Академии Искусств (Истон, США), Ново-Мюнхенской картинной галерее (Германия), частных коллекциях в России и за рубежом.
Бубнов Александр Павлович (1908-1964)
Русский художник, график, архитектор, мастер исторической живописи. Родился в Актарске Саратовской губернии. Учился в художественной школе, а затем в московском Высшем художественно-техническом институте. В 1947 году художник закончил знаменитую картину «Утро на Куликовом поле», за которую получил Государственную премию. Первые навыки в живописи приобрел, по-видимому, самостоятельно. В 1919 недолго проучился в художественной школе города Аткарска. После закрытия школы в связи с событиями гражданской войны продолжал заниматься рисованием в частном порядке со школьным учителем Н. Я. Федоровым. В 1926 году Бубнов приехал в Москву, поступил в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), где учился до 1930, в мастерских у К.Н. Истомина, П.В. Кузнецова, Н.М. Чернышева.

В 1929 вступил в АХРР, экспонировался на ее выставках. Общение с другими участниками Ассоциации, очевидно, имело огромное влияние на формирование творческих принципов молодого художника. Бубнов интересовался русским реализмом второй половины XIX в., обращаясь к актуальным для общественной и исторической жизни страны темам. Его картины напоминали искусство передвижников, масштабные полотна И. Е. Репина, но отличались некоторой чрезмерной идеализацией советской действительности и радостной яркостью колорита.

В 1954 году Бубнов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и стал членом-корреспондентом Академии Художеств СССР.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Казахской художественной галерее, Ульяновском художественном музее и др. В школе № 6 в Аткарске до сих пор хранятся эскизы художника к картинам «Тарас Бульба», «Осень», «Утро на Куликовом поле», две автолитографии и рисунки одиннадцатилетнего Саши Бубнова.
Владимирский Борис Еремеевич (1878-1950)
Живописец, график. Учился в Киевском художественном училище у Н.К. Пимоненко и И.Ф. Селезнева; в Школе А. Ашбе и И.Э. Грабаря в Мюнхене. В 1905 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался под руководством К. Марра и А. Вагнера. Окончил курс в 1908.

Некоторое время преподавал в Виленских рисовальных классах. До 1921 жил в Санкт-Петербурге (Петрограде), затем — в Москве. В 20-е годы заведовал художественной студией имени Свердлова в Кремне. С 1922 года член АХРР (Ассоциации художников революционной России), один из создателей этой организации. Работал художником в газете «Правда».

Произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.
Гапоненко Тарас Гурьевич (1906—1993)
Советский художник-живописец, монументалист, член СХ СССР, лауреат Сталинской премии второй степени, член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, народный художник СССР.

Окончил ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС), член ОМАХРР, АХРР и РАПХ. С 1930 года постоянный участник выставок, проходивших в Советском Союзе и за рубежом. Участвовал в выполнении монументально-декоративных работ по росписи клуба завода «Пролетарий» в Москве. В 1939 принял участие в создании монументального панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Всесоюзную славу и европейскую известность художнику принесла работа «На обед к матерям», которая имела большой успех в Париже на международной художественной выставке в 1937 и была удостоена Золотой медали.

Т.Г. Гапоненко - яркий представитель искусства соцреализма. В истории отечественной живописи он остался художником разносторонней тематической направленности. Картины автора на историко-революционные темы и сюжеты, посвящённые Великой Отечественной войне, убедительны и достоверны в своём художественном воплощении. Лирические, светлые ноты звучат в произведениях живописца 1950-х годов, настраивая зрителей на погружение в неповторимую атмосферу, где есть гармония и чувство единения человека с окружающим миром. Несмотря на камерные размеры многих произведений, автору удалось передать значимость происходящих перемен, которые неотделимы от образа современника, наделённого, прежде всего, таким духовным качеством, как коллективизм. Как и всей советской живописи, произведениям Гапоненко присущи оптимизм мироощущения, огромная жизнеутверждающая сила. Живописец словно слышит голос природы и открывает в ней незабываемые черты, национальные мотивы. Работы Гапоненко отличаются большой цельностью. Именно это и выделяет его искусство среди современников.

Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее Российской Армии, Музее русского искусства в Киеве и др. музеях нашей страны и за рубежом.
Городецкий Владимир Михайлович (1924-1977)
Художник по росписи фарфора, скульптор, художник-оформитель. Занимался в художественной школе при Ленинградском художественно-педагогическом училище и живописной мастерской Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ). Художник ЛФЗ с 1947 года. Работы Городецкого экспонировались на зарубежных выставках. Получил почетный диплом Международной Академии керамики. В 1970 году состоялась выставка его произведений (Москва, Ленинград) Его работы имеются в Государственном Русском музее, Музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII в." (Москва) и других музеях.
Дейнеко Ольга Константиновна (1897-1970)
Советский художник-график, иллюстратор. Много работала акварелью, оформляла и иллюстрировала детские книги. Член СХ СССР.

Родилась и выросла на Украине в Черниговской области. Три года училась художественному мастерству в Училище барона Штиглица, 4 года – во ВХУТЕМАСе у Н.Н. Купреянова, И. И. Машкова, В. А. Фаворского. Была членом Объединения работников революционного плаката. Занималась агитационно-массовым искусством, в частности политическим плакатом: «Женщина, на паровоз!». С 1932 года участник выставок. Выполняла зарисовки народного орнамента, костюмов и предметов крестьянского быта Курской и Орловской губерний.

Автор многих детских книг и иллюстраций к ним; совместно с мужем Н.С. Трошиным выполнила ряд детских литографированных производственных книг: «Как свекла стала сахаром», «Как хлопок стал ситцем», «От каучука до галоши», «Хлебозавод № 3», «Тысячу платьев в день». Эти литографированные книжки, оформленные художниками, несомненно, стали классикой. С 1932 года работала в основном в технике акварели, иногда – гуаши; рисовала портреты, натюрморты, создавала серии на темы пионерии.

Участвовала в выставке и конкурсе плаката «Десять лет без Ленина по ленинскому пути». В 1943 году состоялась совместная выставка О. Дейнеко и Н. Трошина в Москве. В 1946 – персональная выставка художницы.

Графические работы художника находятся в Музее современной истории России, Государственной Третьяковской галерее и других музеях. Книги и плакаты О. К. Дейнеко есть в Российской государственной библиотеке, многих региональных музеях, частных российских и зарубежных коллекциях.
Дианов Владимир Александрович (1930 – 2010)
Живописец родился в городе Сасово Рязанской области. В 1956 году окончил Московское областное художественное училище памяти 1905 года, живописно-педагогическое отделение. Начало творческой работы с 1957 года. Работает в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа. Основное направление творчества художника — создание произведений, отображающих трудовую деятельность человека города и деревни. Его работы пронизаны бодрыми, жизнеутверждающими ритмами созидательного труда современников. Член Союза художников России с 1964 года. Неоднократно избирался членом бюро секции живописи МООСХ, бюро творческой группы художников ПХПМ, секретарем творческой группы ПХПМ, членом правления МООСХ, назначался членом художественного совета по живописи ПХПМ.

Работы приобретены Союзом художников России, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Награжден медалью общества чехословацко-советской дружбы.
Карахан Николай Григорьевич (1900 - 1970)
Художник-пейзажист. Народный художник Узбекской ССР. В 1919-1921 учился в Туркестанской краевой художественной школе в Ташкенте у А.В. Исупова, С.П. Юдина. Был членом Ташкентского филиала АХР. Участник выставок с 1928 г. Персональные выставки художника проходили в Ташкенте. Особенно плодотворными были работы художника в 1950-60-х. Пейзажи художника этих лет разнообразны по тематике, подкупают колористической красотой, лёгкостью письма. Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте; одной из наиболее значительных коллекций работ Карахана обладает Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (862 произведения живописи и графики).
Князев Владимир Яковлевич (1940)
Родился в Москве. В 1968 закончил Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, член Московского союза художников с 1979 года. Живописец.
Кранц Владимир Павлович (1913 – 2003)
Родился 17 февраля в городе Моздок на Северном Кавказе в семье почтового служащего. Первые уроки живописи и рисования получил в местной студии у художника А.И. Турбина. В 1934 году приехал в Ленинград, где поступил на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства, который окончил в 1940 году. В 1940—1941 годах работал в «Ленизо» художником-оформителем.

После начала Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года занимался на инженерных курсах при Ленинградской Военно-воздушной академии. По окончании в декабре 1941 года был направлен инструктором в звании техника-лейтенанта в Волчанскую военно-авиационную школу авиамехаников (Сталинабад), где прослужил до конца войны.

После демобилизации в августе 1945 вернулся в Ленинград, работал в «Ленизо», с 1947 занимался в студии С.Г. Невельштейна. С 1958 года Владимир Кранц участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал пейзажи, жанровые картины, натюрморты. В 1970-е годы приобрёл известность как мастер лирического пейзажа. Писал преимущественно живописные окрестности Ленинграда и его пригородов. Совершал творческие поездки на Урал, Байкал, неоднократно работал в домах творчества художников «Академическая дача» и Старая Ладога, в Пушкинских местах Псковской области. В 1972 году Владимир Кранц был принят в члены Ленинградского Союза художников.

Персональные выставки произведений Владимира Кранца были показаны в Ленинграде (1967, 1977, 1991) и Санкт-Петербурге (1992, 1995, 2002). В 1970—1980-е годы произведения Владимира Кранца были широко представлены на выставках современной советской живописи в Японии. В 1989—1992 годах его работы с успехом участвовали в выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции.

Скончался 20 июля 2003 года в Санкт-Петербурге на 91-м году жизни. Произведения Кранца находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Японии, Германии, Норвегии, Бельгии и других странах.
Кувин Анатолий Иванович (1931)
Художник Анатолий Иванович Кувин родился в деревне Молитеево Собинского района Владимирской области. В 1951 году окончил с отличием Ивановское художественное училище. После чего продолжил обучение в Московском государственном художественном институте им. Сурикова, известным своими колористическими традициями и смелым живописным подходом. Здесь Кувин помимо высоких профессиональных навыков, получает и представление о том, что лежит в основе русской реалистической школы живописи.

Несмотря на то, что живопись Анатолия Кувина относится к владимирской школе, она имеет выраженную индивидуальную палитру и собственный неповторимый художественный язык. Сочетание классического образования с характерной владимирской яркостью создают особый «кувинский» мир, наполненный светом и любовью автора к родной земле.

Любимым жанром для художника всегда был пейзаж. Излюбленная тема Кувина-пейзажиста – жизнь провинции и изображение милых сердцу, исхоженных с этюдником уголков родной природы. Автор циклов пейзажей, связанных с героическим прошлым России, а также с есенинскими и пушкинскими местами. Известны также натюрморты и портреты А. Кувина.

Член Союза художников. Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы. С 2013 года Анатолий Кувин носит звание Заслуженного художника России. Его работы можно увидеть в Владимиро-Суздальском музее заповеднике, Ковровском историко-мемориальном музее, Художественном музее города Владимира, Областном центре изобразительного искусства города Владимира, в различных российских музеях и многочисленных частных коллекциях по всему миру.
Юрий Петрович Кугач (1917-2013)
Родился в Суздале. В 1936 году окончил Московский изотехникум памяти 1905 года. Учился у Н. П. Крымова и К. Ф. Морозова. В 1942 году окончил Московский государственный художественный институт, там же в 1945 году — аспирантуру у С. В. Герасимова, Н. К. Максимова, И. Э. Грабаря. Юрий Петрович Кугач являлся одним из патриархов русской живописной школы. В 1948 – 1951 годах он преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова, в 1950 году стал доцентом института.

Плодотворно работал над пейзажами, воспевающими родную природу, натюрмортами, портретами, создавал жанровые картины, ярко и образно раскрывающие черты национального быта. Произведения художника сильны своей глубиной, правдивостью и душевной проникновенностью.

За выдающиеся заслуги в области развития отечественного изобразительного искусства Юрию Петровичу Кугачу в разные годы были присвоены звания Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, присуждены Государственная премия СССР и Государственная премия РСФСР им.И.Е.Репина. В связи с девяностолетием Академия художеств наградила юбиляра золотой медалью.

Картины Юрия Петровича Кугача находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Киевском государственном музее русского искусства, в художественных музеях Горького, Ростова, Харькова, Львова, Таганрога, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Кузнецов Юрий Михайлович (1930 – 2014)
Советский живописец, владимирский художник, член Союза художников СССР, работал в Московском союзе художников. Родился в г. Гороховец Владимировской области. В 1947 поступил во Владимирское художественное ремесленное училище (учился у Н.П. Сычёва, Ф.Н. Захарова, С.С. Преображенского). Большое количество времени проводили на этюдах. После окончания училища в 1950 работал в реставрационной мастерской под руководством профессора Н.П. Сычёва. Знакомство с древними росписями храмов, с прекрасной живописью икон. В 1955 работал в художественных мастерских г. Подольска.

Ю. Кузнецов – человек неравнодушный к судьбе родной страны и своего народа, тонко чувствующий красоту окружающего мира и человеческой души. Его картины – отражение характера автора, его мироощущения. Всем работам Юрия Кузнецова присуща философичность, в них открываются глубокие мысли. Когда смотришь на полотна художника, забываешь обо всем суетном и наслаждаешься цветовой гармонией его работ. С годами в его картинах ощущается все большая выверенность композиции, виртуозность, легкость касания кисти. Художник любил писать зимние деревенские и городские пейзажи. В его живописи есть своеобразная сказочность, тайна бытия. Когда стоишь перед картинами художника, кажется, замирают звуки и разливается тишина. В полотнах даже небольшого размера есть монументальность, светоносность, некое обобщение формы, которая не акцентирует бытовой план даже в жанровых композициях.

Участник большого количества выставок, персональных и групповых, московских, республиканских, всесоюзных. Персональные выставки проходили в Нижнем Новгороде, Подольске, Москве (1965, 1982, 1983, 1993, 1994, 1996, 2000, 2003). Работы художника хранятся в музеях Москвы, Саратова, Краснодара, Вильнюса, Казани, в частных коллекциях России, ближнего и дальнего зарубежья.
Латышенко Николай Петрович (1937)
Живописец окончил живописный факультет ЛИЖСА им. И.Е. Репина в 1963 г. по мастерской профессора А.Д. Зайцева. Член Санкт-Петербургского союза художников. Постоянный экспонент всесоюзных, республиканских и городских выставок. Мастер пейзажа.
Моисеенко Евсей Евсеевич (1916 – 1988)
Советский живописец, график и педагог, профессор, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.

В 1931 поступил в Художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина. В 1936-1947 учился в Академии художеств в Ленинграде у А.А. Осмёркина. С 1956 член правления Ленинградского отделения Союза художников. Преподавал в ИЖСА им. Репина (руководитель персональной живописной мастерской). Художник большого дарования и сложной судьбы. В историю изобразительного искусства он вошел как яркий живописец, как романтик, философ своего времени - эпохи овеянной героизмом военных лет. В произведениях Е.Е. Моисеенко соединились традиции русской школы живописи и черты народного искусства, в них есть жизнеутверждающее начало и огромный философский смысл. Темы революции и гражданской войны стали основными в творчестве Моисеенко.

Большой цикл работ Е. Моисеенко посвятил событиям Великой Отечественной войны. Тема романтики уходит из его произведений, он наполняет свои картины трагическим реализмом, стараясь быть ближе к действительности. Отдельное место в творчестве Е. Е. Моисеенко заняли картины о родном крае, в которых он рассказал о мирном труде своих односельчан, о крестьянском быте. Образ мальчишки, который встречается в его произведениях довольно часто – это сам автор, а его рассказы – это воспоминания детства. Творчество Е. Е. Моисеенко многогранно. Ему были интересны и подвластны все направления живописи. Он был мастером портрета, писал удивительно тонкие лирические пейзажи, замечательнее натюрморты, создавал картины на жанровые и бытовые темы. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галере, Государственном Русском музее и во многих региональных музеях.
Монахов Лев Иванович (1928 - 1985)
Живописец, член Союза художников СССР. Жил и работал в городе Ногинск, Московской области. Начало творческой работы с 1957. Участник выставок: областная выставка (ЦДСА), выставка молодых художников (ЦПКиО им. Горького), зональная выставка «В едином строю», областная выставка «Подмосковье мое», областные, республиканские и всесоюзные выставки (1971-1985) и др.

Работал в жанре пейзажа. Художник прекрасно чувствовал и передавал состояние природы. Даже в названиях основных работ «Весеннее утро», «Тишина», «Осеннее золото», «Черемуха цветет», «Лунная ночь», «Осень в Карелии», «Зеленый май» можно уловить лирические ноты, которые созвучны душе человека.

Произведения Монахова исполнены живым, выразительным мазком, передающим солнечные блики на стволах деревьев, трепетность листвы, подвижность теней на снегу. Каждая работа художника наполнена его безграничной любовью к окружающему миру. Несмотря на выработанную характерную манеру письма, Л. Монахов всегда находился в поиске новых выразительных живописных средств. Картины мастера – итог его мыслей, чувств и многих путешествий по стране.
Мызников Геннадий Сергеевич (1933)
Живописец, член-корреспондент РАХ, член РАХ, заслуженный художник РСФСР (1991). Учился в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, председатель правления Московской областной организации Союза Художников РФ.

Г.С. Мызников является одним из ярких представителей поколения художников – «шестидесятников», творческий путь которого начался в период «оттепели». Профессиональные навыки, полученные мастером в процессе обучения (художник по фарфору и живописец-монументалист) соединились в его творчестве. Станковым произведениям Мызникова, над которыми он в основном работает, присуща известная монументальность. А его живописная манера (особенно в изображении обнажённого женского тела) напоминает прозрачность и мягкость росписей фарфоровых поверхностей. Г. Мызников как сложившийся художник со своим взглядом на мир заявил о себе большими тематическими работами 1964 года.

Мызников – автор лаконичных натюрмортов и лирических пейзажей, которые воспринимаются как обобщённый образ среднерусской природы. Целая серия полотен художника – итог его размышления над проблемами сегодняшнего дня. Живопись Г. Мызникова узнаваема, она отличается ясностью и цельностью формы, типизацией персонажей, фигуры которых, как правило, вплотную придвинуты к краю холста. Отдавая предпочтение чистым, ярким цветам, их контрастным сопоставлениям, автор создаёт особый эмоциональный живописный мир, заключённый в раму картины.

Произведения Г.С. Мызникова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Российской Академии художеств, во многих российских и зарубежных музеях и частных собраниях.
Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906 -1993)
Советский живописец, член Академии Художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии – за серию картин, посвященных В.И. Ленину, лауреат Государственных премий, мастер портрета. Работал также в жанрах пейзажа и натюрморта.

Учился в Тбилисской Академии художеств у Е.Е. Лансере. В 1931 переехал в Москву. Уже в молодые годы творческие интересы Д.А. Налбандяна находились в сфере реалистического искусства, прежде всего русского искусства второй половины XIX века. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины. В его творчестве советского периода преобладали историко-революционная тема и так называемый «официальный» портрет.

Художник Налбандян также писал портреты простых людей: заводских рабочих, колхозников. Одна из любимых тем в творчестве живописца – цветочный натюрморт. Полевые и садовые цветы он изображал охапками, с большой любовью к нежным созданиям природы. Прекрасны его бордовые царственные пышные пионы, изящны скромные ромашки, васильки и колокольчики, собранные в одном букете. Цветочный натюрморт часто дополнялся фарфоровыми тарелками, заполненными клубникой, черешней или просто чашкой с блюдцем. Художник мастерски передавал блеск стали, прозрачность стекла, мягкость тканей.

Д. А. Налбандян за свою жизнь совершал поездки в Испанию, Италию, Венгрию, Францию, Японию, Болгарию. В Японии его назвали «русским Рембрандтом». Из каждой станы он привозил циклы картин и зарисовок. Персональные выставки художника проходили в Финляндии, ГДР, во Франции, в Москве. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее и других ведущих музеях. Автопортрет художника с 1982 г. находится в галерее Уффици (Флоренция).
Нисский Георгий Григорьевич (1903 -1987)
Советский живописец, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии третьей степени, действительный член Академии Художеств СССР.

Нисский — один из выдающихся живописцев нашей страны. Его работы запоминаются сразу и навсегда. Творчеству художника присуще эпическая широта и лирическая мягкость. В своих произведениях мастер сумел создать совершенно новый художественный образ родной земли, звучащий открыто и красиво и воспринимающийся нами незабываемой поэмой о Родине. Г.Г. Нисского часто и справедливо называют романтиком, остро чувствующим красоту и величие труда, преобразующего мир. Среди множества других полотен советских живописцев пейзажи Нисского узнаются сразу по особой художественной манере и ему одному присущей мажорности звучания. Главная особенность творчества художника — подчеркнуто современный взгляд на мир. Источник его вдохновения — постоянные путешествия. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для мастера воедино.

Годы учёбы Г. Нисского приходятся на сложный период становления молодой страны Советов (начало 1920-х гг.). В этот период, когда в отечественном изобразительном искусстве царило смешение художественных направлений и форм, не легко было определиться с выбором.

В 1920-е годы художник сблизился с группировкой ОСТ (Общество художников-станковистов). Работы, созданные мастером на этом этапе, характеризуются поиском лаконизма, стремлением к динамической композиции.

Этапным в искусстве Г. Нисского стали 1930-е годы. В это время появляются картины, в которых можно видеть новые принципиальные черты художественного видения мастера и способы выражения этого видения. Всё это разовьётся и станет определяющим творчества живописца. В пейзажах Г. Нисского позднего периода больше чувствуется технически четкое мышление времени.
Папикян Альберт Степанович (1926 - 1997)
Cоветский художник-живописец, член Союза художников СССР. Учился в Тбилисской Академии художеств, Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по классу известного живописца и педагога Б. Иогансона. В Москве учился у А. Герасимова. Награжден дипломом Совета министров СССР; серебряной медалью Академии художеств СССР за серию пейзажей Армении и Ленинграда. Председатель Бюро секции живописи МОСХа, заслуженный художник РСФСР, народный художник России. Участник московских, республиканских, всесоюзных и международных выставок (Япония, Канада, Бельгия, США, Испания, Германия, Великобритания, Франция, Болгария, Австрия, Польша, Греция, Италия, Швеция).

В историю отечественного изобразительного искусства А.С. Папикян вошёл как виртуозный живописец с замечательным чувством цвета. Сам художник любил повторять, что цель живописи в самой живописи. Папикян – мастер широкого диапазона, автор тематических и жанровых произведений, портретов, пейзажей, натюрмортов. Природа щедро наделила А. Папикяна талантом. Живописная трактовка произведений мастера подобна торжественному ритму музыки. Кисть художника свободна и энергична. Она уверенно лепит форму, помогая нам ощущать не только внешнюю, но и внутреннюю красоту и сущность изображаемого мира.

А.С. Папикян как-то сказал: «…На мольберте чистый белый холст, и это, как тайна: может в нём сокрыта самая заветная картина, которую каждый хочет написать, картина которая будет в муках рождаться, то окрыляя, то повергая в уныние».

Работы А.С. Папикяна находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Военно-морском музее (Санкт-Петербург); в картинных галереях Твери, Смоленска; других музеях страны; частных собраниях и за рубежом.
Петровичев (Кузьмичев) Петр Иванович (1874 -1947)
Художник-пейзажист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1903) у И. И. Левитана и В. А. Серова. Окончил училище с большой серебряной медалью и званием «классного художника». Член Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. В 1910 принимал участие в XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (в Москве и Петербурге) и в VII выставке картин «Союза русских художников». В 1911 архитектурные пейзажи и интерьеры Петровичева были приобретены в галерею П. М. и С. М. Третьяковых, музей Александра III и музей Академии художеств. В 1927—1928 участвовал в организации нового общества «Объединение художников-реалистов». В 1937-1943 преподавал живопись и рисунок в Московском училище 1905 года.

П.И. Петровичев занял в русском искусстве своё достойное место. Путь художника он начал в качестве подмастерья из Ростовского музея церковных древностей, не имея на тот момент никакого специального художественного образования. Его талант был замечен В. Верещагиным, который помог Петровичеву поступить в 1892 в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, "кузницу" великих русских художников-передвижников. Петровичеву посчастливилось учиться у И. Левитана, память к которому художник сохранил навсегда. Круг своих живописных интересов Петровичев определял так: «Меня всё время увлекала русская старина - древние памятники зодчества, знакомые с далёкого детства».

Произведения П.И. Петровичева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, во всех крупных региональных музеях страны, частных собраниях.
Пророков Борис Иванович (1911 - 1972)
Народный художник СССР, член-корреспондент Академии Художеств СССР. В 1929-1931 учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у Н.К. Истомина, П.Я. Павлинова, Н.А. Удальцовой, Д.С. Моора. Сотрудник газеты "Комсомольская правда", журналов "Смена" и "Крокодил". В годы Второй мировой войны служил художником Главного управления политической пропаганды Военно-морского флота на Балтийском, а затем Черноморском, Тихоокеанском флотах; создавал рисунки для фронтовой печати и изо-листовки, которые сбрасывались с самолетов над вражеской территорией. Во 2-й половине 1940-60-х создал наиболее значительные работы - тематические серии станковых рисунков, по размеру приближающихся к плакату и посвященных борьбе народов за мир, против империалистической агрессии и реакции, социального и расового неравенства. Рисовал тушью, часто прибегая к смешанным техникам. Его послевоенные работы решены обычно в лаконичной манере. В 1952 был удостоен Государственной премии СССР за серию работ «Маяковский об Америке». Серия «Это не должно повториться!» была удостоена Ленинской премии в 1961.

Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России.
Расторгуев Евгений Анатольевич (1920 - 2009)
Заслуженный деятель искусств России, член Cоюза Художников СССР, живописец, график-иллюстратор, скульптор. В 1940 окончил Горьковское художественное училище. В 1941 стал военным картографом, позже работал во фронтовой газете. Учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Расторгуев много выставлялся на московских, российских, всесоюзных и международных выставках. Участник известной "Группы 16".

С 1960 Е. Расторгуев начинает тесное сотрудничество с журналом «Юность», где работает иллюстратором. Много ездит по стране: Урал, Братская ГЭС, Дальний Восток, Север. Итогом этих путешествий стали интересные работы художника. В 1960-е Расторгуев был увлечен «суровым стилем», который стал лишь эпизодом в его творчестве. Уже в 1970-е начался период обращения к истокам народного творчества, обусловивший создание произведений – поэтических фантазий. Источником вдохновения художника стала его малая родина – Городец на Волге.

Произведения Е.А. Расторгуева находятся в крупнейших музеях нашей страны (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др.) и за рубежом (Франция, США, Германия, частных собраниях России, Чехии, Великобритании, Франции, Болгарии, Германии, Голландии, Венгрии, Италии, Польши, США).
Решетников Фёдор Павлович (1906 -1988)
Советский живописец и график, народный художник СССР, действительный член Академии Художеств СССР, лауреат двух Сталинских премий. Учился в Москве во ВХУТЕИНе - институте изобразительных искусств у Д. С. Моора и С.В. Герасимова. Участник экспедиций на ледоколах «Сибиряков» и «Челюскин». Художественные репортажи этих событий имели значительный успех.

Ф.П. Решетников - один из главных представителей социалистического реализма. Художник являлся активным пропагандистом этой системы, вел жесткую борьбу с другими художественными направлениями. В жанровых картинах мастера можно видеть продолжение традиций, заложенных в русской живописи художниками-передвижниками. Федор Павлович Решетников полюбился зрителям своей картиной «Опять двойка» (1952). И это не единственная его работа, которая касается «детской темы».

Решетников тонко чувствовал и понимал психологию своих маленьких героев. Персонажи его полотен подкупают живым и непосредственным изображением. Картины живописца – маленькие рассказы, которые вызывают у нас искренние ответные эмоции. Известно, что Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни

В творчестве Решетникова ярко проявился его сатирический дар. Федор Павлович был выдающимся карикатуристом. Создал целый ряд запоминающихся скульптурных шаржей. Известны его удивительные картины в "пленэрном" пейзаже.

Ф.П. Решетников преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова и Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина. Картины художника находятся в крупнейших музеях нашей страны, частных коллекциях.
Селезнев Владимир Иванович (1928-1991)
Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры имени Репина. Занимался у Михаила Платунова, Ивана Степашкина, Петра Белоусова, Юрия Неприянцева.

В 1953 году Селезнёв окончил институт по мастерской профессора Рудольфа Френца с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — историческая картина «VI съезд РСДРП». В одном выпуске с Владимиром Селезнёвым институт окончили Валерия Ларина, Николай Галахов, Владимир Андреев, Орест Бетехтин, Леонид Кабачек, Марк Клионский, Николай Ломакин, Константин Молтенинов, Георгий Песис, Пётр Смукрович, Павел Уткин, Соломон Эпштейн и другие известные в будущем ленинградские живописцы.

Владимир Селезнёв участвовал в выставках с 1951 года. Писал исторические и жанровые композиции, пейзажи, портреты, натюрморты. В 1949 был принят в члены Ленинградского Союза художников. Для творчества Селезнёва характерно использование разнообразных приёмов и выразительных средств, выбор которых определялся конкретными задачами, стоящими перед художником. Развитие шло в сторону усиления декоративности и локальности цвета при сохранении конструктивной роли рисунка. В жанре портрета тяготел к углублённой психологической характеристике образа.

Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, Великобритании, США, Японии и других странах.
Серов Владимир Александрович (1910-1968)
Выдающийся советский живописец, график, педагог, администратор. Представитель и апологет искусства соцреализма, член Союза художников СССР, действительный член Академии художеств, Народный художник СССР, член-корреспондент Академии искусств ГДР, дважды лауреат Сталинской премии, первый секретарь правления Союза художников РСФСР, президент Академии Художеств СССР, депутат Верховного Совета РСФСР.

Родился в селе Эммаус Тверской губернии. В годы тотальной разрухи, наступившей после Гражданской войны, он в небольшом тверском городке Весьегонске посещал студию бежавшего от голода из Петрограда художника Савелия Яковлевича Шлейфера.

В 1924 году будущий художник переезжает в Петроград и через три года подготовки становится студентом Академии художеств в мастерской В.Е. Савинского, затем в аспирантуре института у И.И. Бродского.

В тяжелейшие годы блокады, помимо работы над серией военных плакатов и рисунков для газет, продолжал работать над большими картинами, создал несколько полотен посвящённых героизму советских солдат и моряков: «Ледовое побоище», «Балтийский десант», «Прорыв блокады 18 января 1943 года».

Лауреат различных премий, награжден золотой медалью Министерства Культуры СССР и серебряной медалью Всемирной выставки в Брюсселе. Награждён двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями.

Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Ростовском художественном музее, Музее им. И. И. Бродского в Бердянске, Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого, Тверском Чувашском государственном художественном музее, других региональных музеях.
Синяк Галина Викторовна (1945)
Закончила Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова (преподаватели К.М. Молчанов, Т.Н. Скородумова, А.Х. Валиахметов). В 1970 году закончила Московский государственный Художественный институт им. Сурикова по специальности станковая живопись (преподаватели Г.Г. Королев, Д.К. Мочальский ). После окончания института 2 года работала на Дальнем Востоке. По возвращении в Москву более 20 лет работала в Комбинате Живописного Искусства.

С 1975 г. член Союза Художников СССР, член Союза художников РФ и Москвы. С 1966 г. участница более 50–ти выставок: молодежных, весенних, осенних московских, региональных и всесоюзных, в том числе в Третьяковской Галерее «Автопортрет в русском и советском искусстве» в 1976г., в Академии художеств СССР в 1979г., в Манеже в 1984г., в Малом Манеже.

В 2007 г. состоялась персональная выставка, на которой было представлено более 160 работ, охватывающих весь творческий путь художника. Работает в жанре портрета, натюрморта, пейзажа. Работы находятся в художественном фонде Министерства культуры, музее г. Выксы и в частных собраниях России, Германии, США, Японии, Турции.
Сорокин Иван Семенович (1910 - 1986)
Живописец, народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина, член Академии художеств России. Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Член Ленинградского СХ. В 1936 по окончании подготовительных курсов был переведён на первый курс живописного факультета ЛИЖСА им. И.Е. Репина. В 1945 демобилизовался и вернулся к учёбе (окончил институт в 1948 по батальной мастерской Р.Р. Френца).

В 1948 -1951 работал в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством Б.В. Иогансона. С 1949 преподавал на кафедре живописи ЛИЖСА, с 1953 - доцент. Постоянно участвовал в выставках с 1948. Писал портреты, жанровые и исторические композиции. Известен как мастер пейзажа. Работам художника присуще свежесть впечатления, темпераментная живопись, красота колорита. Сорокин прекрасно владеет чувством композиции. Его картины оставляют ощущение непрерывного движения жизни. Произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Софронова Антонина Федоровна (1892 - 1966)
Выдающаяся русская художница ХХ века. Училась в Москве в художественной школе Федора Рерберга, в студии живописи и рисования Ильи Машкова. Участвовала в выставках «Бубнового валета», «Мира искусства», Московского товарищества художников. С 1922 года сотрудничала в журналах «Красная нива», «Клуб», оформляла книги для издательства «Academia». В 1920-1921 преподавала рисование в общеобразовательных школах Орла, ГСМХ в Твери, где сложился коллектив единомышленников, увлеченных конструктивизмом (график М. Соколов, искусствовед Н. Тарабукин). В 1931-м вошла в группу «Тринадцать» и участвовала в ее 3-й выставке, получившей негативные отзывы в прессе и обвинения в формализме. С 1930-х писала пейзажи Москвы, Подмосковья.

В 1945 принята в члены МОСХ (Московская организация Союза художников). Прошла путь увлечений и исканий в творчестве к собственному стилю лирической живописи и графики, развивающему традиции французского постимпрессионизма. В 1962-м состоялась её персональная выставка в Москве.

Творчество А. Софроновой стало широко известно лишь после её смерти, усилиями её дочери И.А. Евстафьевой и искусствоведов, которые вернули интерес к русскому авангарду 1910-20х годов, а затем и другим направлениям искусства. Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других крупных собраниях.
Сысолятин Георгий Андреевич (1936 - 2010)
Заслуженный художник России. Члены Союза Художников СССР. Учился в Московском текстильном институте (1957-1963), в МГХИ им. В.И. Сурикова у В.В. Почиталова. В 1990-е преподавал, читал лекции, обменивался опытом в странах Азии - Корея, Индия. Получил около 30 дипломов на различных республиканских и всесоюзных выставках. В 2005 награждён «Золотой медалью» Академии Художеств РФ. Постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Персональные выставки художника проходили в 1987 в ЦДХ и в 1997 в Академии Художеств.

Автор тематических картин, портретов, пейзажей и натюрмортов. Георгий Андреевич Сысолятин был яркой увлекающейся личностью - он изучал историю живописи, был знаком с творческими путями, манерами живописи разных мировых художников. Деревня, где был дом у Сысолятина, вдохновляла художника своими пейзажами. Живописец умел чувствовать пульсацию биологических токов природы и стремился средствами живописи донести это до зрителя. Глядя на картины Сысолятина, возникают ассоциации с музыкой Баха, её сильным и густым звучанием. Много работ Г.А. Сысолятина написано о Москве.

Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галере, Государственном Русском музее, в Музее современного искусства Российской Академии художеств, в собраниях более 50 музеев России, в частных коллекциях в России и за рубежом (его работы пополнили музеи и частные коллекции Австралии, Канады, Словакии, Франции, Финляндии, Южной Кореи и Японии, а также стран ближнего зарубежья).
Успенский Борис Александрович (1927 - 2005)
Советский и российский график, мастер плаката. Народный художник РСФСР, действительный член Российской АХ. Учился в Художественном училище памяти 1905 года; в МГХИ им Сурикова. Секретарь правления Союза художников России. Руководил станковой мастерской в МГХИ им Сурикова, профессор. Постоянный участник выставок — всесоюзных, всероссийских, московских, зарубежных, международных, персональных.

Б.А. Успенский работал в плакате, станковой графике, живописи. Много времени отдав созданию афиш к спектаклям Большого театра, Б.А. Успенский целую серию своих живописных и графических произведений посвятил теме балета. Работы художника дают возможность зрителям увидеть, как будни балетных студий, показанных во время репетиций и отдыха балерин, так и образы прославленных мастеров театра: Ю. Григоровича, В. Васильева, Н. Бессмертнову.

Многие работы Б.А. Успенского находятся в собраниях международной конфедерации союзов художников, Министерства культуры Российской Федерации, Союза художников России. А также в ГТГ, в музее им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургском театральном музее, Государственном музейно-выставочном центре Росизо, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, картинной галерее Курска, музеях городов Владивосток, Тобольск, Комсомольск-на-Амуре, Петрозаводск, Томск, Вологда, в частных собраниях и за рубежом.
Шаталов Аркадий Сергеевич (1929-1980)
Родился в деревне Скалозубово Камешковского района Владимирской области. Живописец. Окончил Владимирское художественно-промышленное училище №1 в 1949 году. Кандидат в члены Союза художников СССР с 1967 года.
Щербаков Владимир Вячеславович (1935 - 2008)
Живописец, народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, первый секретарь Союза художников России, член правления Московского Товарищества Живописцев, серебряная медаль Российской Академии Художеств, премия по живописи Союза художников России им. Н.П. Крымова, золотая Пушкинская медаль творческих союзов России, золотая медаль Российской Академии Художеств, член творческого объединения «Романтика реализма».

Окончил Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В.И. Сурикова, МГХИ им. В.И. Сурикова по мастерской К.М. Максимова, аспирантуру при МГХИ им. В.И. Сурикова в 1964 г. (руководитель профессор В.Г. Цыплаков). Щербаков работал в жанрах портрета, пейзажа, жанровой и тематической картины. Художник-реалист создавал произведения в разных техниках (масло, акварель, литография, линогравюра). Живопись Щербакова отличается особой монументальностью. Ей присущи неповторимый темперамент, интерес к эффектам освещения (контрасты света и тени), красота колористического исполнения.

Многие работы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, галерее Арт Прима, более 50 художественных музеях России и за рубежом, а также в Российском представительстве ООН (Вашингтон, США), в частных собраниях России, США, Канады, Австралии, Японии и других стран.
Яковлев Василий Николаевич (1893-1953)
Известный советский художник-живописец, график, педагог. Искусствовед, выдающийся реставратор и музейный работник. Приверженец академической живописной школы, стремился синтезировать стиль «старых мастеров» с соцреалистическими установками. Член Союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств, Народный художник РСФСР, лауреат двух Сталинских премий, действительный член АХ СССР.

Василий Николаевич Яковлев родился в Москве в семье аптекаря. Его детство прошло на одной из окраин Москвы. С 1911 года учился на физико-математическом факультете Московского университета, попутно посещая студию Василия Мешкова. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у Абрама Архипова, Константина Коровина и Сергея Малютина.

По окончании в 1917 году Московского училища живописи начал вести художественно-педагогическую работу в училище. В 1920–1922 годах выполнил около 200 работ для Музея земледелия при МОЗО. В 1922 году одним из первых вступил в АХРР и стал её активным членом. Вскоре он написал ряд произведений, посвященных Красной Армии.

Портреты и сюжетные композиции занимали большое место в творчестве Василия Яковлева. Если его ранним портретам были свойственны тональная резкость, чернота и сухость живописи, то в 1930-х годах в палитре художника появились звучные краски (портреты С. А. Головина, В. Г. Дуловой, М. М. Климова, К. С. Станиславского). Занимал пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Произведения В. Н. Яковлева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном изобразительном музее им. А. С. Пушкина, Музее современной истории России, Музее обороны и блокады Ленинграда, Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Тамбовской картинной галерее и других крупных музеях.