Фотограф и концептуальный художник, микробиолог по образованию, Дмитрий Соколенко - космополит и гедонист в хороших смыслах этих слов, его интересует мировая культура в широком контексте, он везде дома, главное, чтобы было кофе, сигары и Wi-Fi. Автор, работы которого выставлялись в музеях и галереях на нескольких континентах, сознательно не пишет об этом в своем CV, придавая ему форму абсурдистского текста.
Свои концептуальные фотографии Дмитрий создает с применением старинных технологий. Сейчас эту форму негативно-позитивного фотопроцесса принято называть соляными отпечатками, но ее создатель, один из отцов фотографии, Уильям Генри Фокс Тальбот (1800 – 1877) дал ей имя «калотипия», образованное от греческого «калос» – красивый и «typos» – отпечаток, позже изобретенный им процесс назвали тальботипией. Пропитывая бумагу различными солями, при помощи света он делал бумажный негатив (теневой отпечаток), а прикладывая его к светочувствительной бумаге, смог получать позитив, что позволило тиражировать изображения. Калотипные снимки были более живописными, чем более четкие и популярные тогда дагеротипы, так фотография из фиксации реальности стала превращаться в искусство.
Создавая по этой технологии простые визуальные образы, Дмитрий Соколенко придает им концептуальную нагрузку названиями, наполненными постмодернистскими ассоциативными парадигмами. При этом важным оказывается не только смысл отдельного произведения, но и вся история (говорящая последовательность) серии в целом. В «Поддельной математике» ровно 21 работа. Число задает тему игры. Это и 21 очко в «Блэк Джеке», и комбинация три семерки в «одноруком бандите», и 21 точка на игральной кости. Только игра идет на поле фотографии (за 21 день по подсчетам алхимиков неблагородные металлы могут превратиться в ставшее важным для фотопроцесса серебро), да и ставки очень крупные: 21 грамм - вес человеческой души. В строгой очередности работ автор рассматривает развитие индивидуума в его биологической и социальной роли, проводя параллели с развитием общества и мира в целом. Начиная с рождения, проявления человеческой природы и генома (Human Nature, X-Linked Dominant), он проводит зрителя через взросление (Adolescence), освоение социальных ролей (Pinocchio), любовь (Libido) и предательство (Et tu, Brute?) к финальным и постфинальным аккордам (Heart Attack, Requiem, Аfterlife). Аналогично развивается мировая история от Древнего Рима к Третьему (Third Rome), абсолютизму и революции (Le Collier de la Reine), к капитализму и монополизму (Herfindahl index), войнам и мирным переговорам от Версальского договора и Потсдамской конференции (Versailles —> Potsdam) к современным конфликтам на территории бывшего Советского Союза (Київський торт). В визуальном нарративе все преодоления проходят через боль, отделение от материнской пуповины, обрезание, потрясения и мировые встряски.
Логично, что ко всем своим многочисленным ролям автор добавил ипостась писателя. Художественный цикл стал составляющей одноименной книги
(скачать по ссылке) ироничных «квази-псевдо-автобиографических» рассказов, наполненных смесью политических, культурных и исторических образов и жизненных анекдотов. Причем каждый из рассказов на новом языке, один на японском, другой на итальянском, а также на португальском, финском, русском и английском. В сочетании поисков счастья в текстах и концептуальном преодолении боли в визуальном ряду достигается баланс. Только все построение и все подсчеты – иллюзия, симулякр, поддельная математика, отражающая неустойчивость нашей фантасмагорической реальности.
Куратор проекта «Поддельная математика» Артем Магалашвили