С 12 декабря по 4 марта Фонд «Новое искусствознание» при поддержке художественной галереи «КРАСКИ ЖИЗНИ» организует в Arts Square Gallery выставку «Мадонна в цветах», на которой зрители увидят подлинные полотна фламандских художников XVII века Питера Пауля Рубенса, Яна Брейгеля старшего и Яна Брейгеля младшего, Эразмуса Квеллинуса, Яна Филипса ван Тилена и Корнелиса ван Клеве из частных собраний. Картины представляют собой богато декорированные цветами композиции на сюжеты Нового Завета.
Голландия, XVII столетие. Страна переживает небывалый расцвет, так называемый «Золотой век». В конце XVI века несколько провинций страны добились независимости от Испании. Теперь протестантские Нидерланды пошли своим путем, а католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.
Семнадцатое столетие фламандской живописи до сих пор поражает нас богатством своих достижений, в том числе исключительным разнообразием картин на религиозные темы. Достоверность деталей и выверенная до мелочей композиция были отличительными признаками живописи этого периода. Едва ли в Европе была еще одна живописная школа, мастера которой создавали бы как монументальные росписи и алтари, так и небольшие, написанные в миниатюрной технике, изображения. Ярчайшие представители этих двух видов живописи Питер Пауль Рубенс (1577-1640) и Ян Брейгель Бархатный (1568-1625) дружили и часто работали вместе над одним произведением. Они стали родоначальниками удивительного явления в мировом искусстве – картин в цветочных гирляндах, которые обрели исключительную популярность в католической Европе. Многочисленные примеры свидетельствуют, что в первой половине XVII века такие полотна были почти непременной принадлежностью галерей или кунсткамер всякого уважающего себя коллекционера.
Обрамление религиозных сюжетов гирляндами не просто радовало глаз зрителя, цветы в христианском искусстве имели сложное символическое значение. С одной стороны, кратковременность их цветение напоминала о бренности всего сущего. С другой, красота цветов использовалась для прославления Бога. Каждый отдельный цветок имел определенную символику. Так, гвоздика воплощала страсти Христа, кузнечик и бабочка – воскресение человеческой души, а увядшие цветы – конечность земной жизни.
На выставке будут представлены картины Питера Пауля Рубенса и его мастерской «Мадонна с младенцем или Мадонна Кемберленда» (около 1614 год), Яна Брейгеля Младшего «Мадонна с Младенцем и Святым Духом в венке из цветов» (1640-ые годы), Эразмуса Веллинуса и Яна Филипса ван Тилена «Цветочная гирлянда вокруг девы Марии и Иисуса» (около 1650 г.) и другие.